Народная одежда

Швы в изготовлении народной одежды

 

В давние времена одежду изготавливали из домотканых полотен, сшивая вручную. В 19 веке изобрели швейную машинку, однако к обрядовой одежде (свадебной, погребальной) предъявлялись особые требования - её полагалось шить своими руками. "Грех на машинке шить", - так считали  старожилы Верхнего Приобья.

Для соединения деталей кроя использовались строчки – «живулька», или вперёд иголкой, и «втачкю», или назад иголкой, косой стежок через край. Погребальный комплекс традиционно шили только стежком вперёд иголку – живулькой («чтобы с того света не ворачивался»). Так же использовался принцип некой «недошитости» - нитки на концах никогда не завязывались  в узелки. Недоконченность, незавершённость соотносилась у людей с  областью вечного – «всего того, что не имеет конца».

Для мирской жизни использовали прочные швы, такие как назад иголкой. В одежде помимо вышивки обережное значение имели и швы, обработанные определённым способом. Традиция применять обережный шов передана  мастерицам «Сибирской Медведици» мастерицей из города Тольятти Мариной Остроушко по прямой передаче.

Суть обережного шва защитить человека от проникновения чужеродной силы. Два среза деталей соединяются вместе, причём один выходит за край другого. Затем более длинный срез подворачивается под короткий срез и подшивается вручную без узелков. Внешне этот шов напоминает запошивочный шов, только без строчки по лицевой стороне изделия. Все ручные швы выполняются на швейке.

Маша Русова